Основной проблемой проектов развития бизнеса или Продукта является то, что непонятно “Какой проект сделать в первую очередь?” и “Делать ли проект?”.

Метод управления проектным бизнесом “Pulse Management” говорит “Договоритесь о правилах взятия инициатив в работу” и предлагает общие рекомендации по приоритетам проектов на основе Прохода, однако не имеет рекомендаций “А как же выбрать проекты для выполнения из множества идей?”. Также, следует учитывать, что средний менеджмент часто не работает с денежным выражением выгод от проектов и есть только субъективное понимание выгоды.

Если провести анализ источников идей для проектов развития бизнеса или Продукта, то это будут:

  • Собственник – Когда собственнику кажется “В том направлении есть деньги” он просто запускает эту инициативу в работу ни с кем не советуясь.
  • Сотрудники – У сотрудников есть своё видение развития Продукта или организации. Источником таких запросов является то, что они хотят закрыть какую-то свою проблему или свою личную “боль”.
  • Клиенты – Клиенты приходят с Идеями “Как лучше закрыть их потребности именно этим продуктом”. Это могут быть странные потребности и странные способы их закрытия.
  • Внешняя среда – Внешняя среда меняется и на неё нужно реагировать подстраивая Продукт или компанию.

Если обобщить все вышесказанное, то Идей всегда больше чем возможностей.

Какой самый простой способ отсева идей? – Этот вопрос мне задал Иван Абашкин, когда мы обсуждали применимость Метода для проектов развития. Результатом обсуждения получился инструмент “Сито идей”.

Основа решения: перенос “Аналогии изменений” из словаря TOCICO в измеряемую систему координат. 

Перед тем, как показать алгоритм немного теории. “Аналогия изменений” включает в себя 4 компонента:

  • Крокодил – он нас убьёт (или укусит) если мы не будем меняться.
  • Горшочек с золотом – Что получим, если будем меняться.
  • Русалка – Что потеряем, если будем меняться.
  • Костыли – Что потеряем (сломаем ногу), по пути внедрения изменений.
Аналогия изменений. Картинка из словаря TOCICO.

И мы всегда находимся перед выбором: получить Горшочек и Костыли “в нагрузку” или остаться с Русалкой и быть съеденным Крокодилом.

Алгоритм применения “Сита Идей”

Алгоритм применения Сита строится на последовательном отсеве Идеи на каждом сите:

Сито 1. Сито угрозы

“Если Идею не делать, внешняя среда нас убьёт?”

Если ответ “да”, делайте! Промедление опасно. Если это не убивает, то нужно думать. Применяйте следующее Сито.

Сито 2. Сито направления

В этом сите мы должны принять общее решение, как ответ на вопрос:
“А нам это, в принципе, интересно?”. Если нет твёрдого ответа “Да!”, идем по уточняющим вопросам:

2.1 Мы уже в этом рынке?

2.2 Мы хотим в этот рынок?

2.3 Мы хотим работать с этим Клиентом?

Если на какой-то вопрос получился ответ “нет”, то выкидывайте Идею, её время еще не пришло. Вам не интересен этот Рынок или этот Клиент.

Если ответ “да”, то Идея поступает на Сито выгод. Крокодил нас не убивает, но нужно понять остальные факторы влияния.

Сито 3. Сито выгод

В этом сите необходимо оценить все факторы влияния по Аналогии изменений:

3.1 На сколько плохо тебе будет, если этого не делать по шкале от 1 до 10? (Крокодил)

Если значение больше 5 – Крокодил велик, и Идею нужно делать.

3.2. Если это делать, на сколько много выгод получишь по шкале от 1 до 10? (Горшочек)

3.3. Потеряешь ли ты что-то из достигнутого сейчас? По шкале от 1 до 10. (Русалка)

3.4. Много ли потеряешь по пути? (На сколько сильно “огребёшь” если будешь делать? Насколько сильные будут нежелательные эффекты от изменений) ? По шкале от 1 до 10. (Костыли)

После ответов на все вопросы считаем площади выгод и потерь и выносим вердикт:

Если 
 (Горшочек * Крокодил) > (Костыли * Русалка ) 
то идею делаем. Иначе – не делаем. Визуально принятие решений можно вынести на график:

График анализа идеи.

Оси:
Y = Горшочек – Костыли 
X = Крокодил – Русалка

Площади “Горшочек-Крокодил” (Сделать) и “Русалка-Костыли” (Не делать) позволяют визуально представить потенциал идеи. Основной принцип здесь прост: если ценность реализации идеи («Сделать») превышает ценность отказа от нее («Не делать»), это зеленый свет. При желании можно сравнивать одну идею с другой, но это уже тема отдельной статьи о приоритизации идей прошедших Сито

Заключение

Если все вопросы упростить, то нужно ответить всего на 3 вопроса и можно принять решение:

  1. Если не делать – это убивает?
  2. А нам туда точно надо?
  3. Определяем выгоды/потери  (Крокодил, Русалка, Горшочек, Костыли)
  4. Выносим вердикт.

Полученные значения Выгод и Потерь можно использовать для приоритизации.

Алексей Васильев

Приложение. Игровое поле Сита Идей

Все вычисления и принятие решений “Сита идей” можно делать в электронных таблицах. Но если алгоритм работы по таблице представить в виде игры, то игровое поле будет таким как на рисунке ниже

Игровое поле “Сита идей”