Всем привет, сегодня я расскажу как мы нашли модель, описывающую появление скрытых целей у разработчиков. Если у вас Agile или что-то похожее, вам наверняка знакома ситуация, когда приходит начальник, или владелец бизнеса и обсудив с разработчиками несколько идей, разработчики бросают все текущие задачи и отвлекаются на новую? Или обсудив на совещании с директорами у разработчиков меняются приоритеты?
История
Вообще история про то, как разработчики отвлекаются, большая и больная для многих. Но моя история именно про появление скрытых целей, когда ты отвлекаешься не от работы, а на другие рабочие, “более важные” задачи. Получается у тебя в голове образуется свой бэклог с приоритетами.
Я давно уже замечал, как разработчики в Agile среде что-то делают вне очереди. У вас вроде Скрам, все дела, есть цели спринта, скоуп задач на спринт, но часть задач делается вне плана под предлогом: “Ну это же маленькая задача” или “Другая команда попросила”. Бывает разработчик сделал что-то в выходной т.к. считает это важным. Вопрос, почему участник команды вдруг стал считать важным не цель спринта? Или почему поменялись цели? И тут, обсуждая это со своим ментором, мы вдруг обнаружили закономерность.
Идея
Эта идея зрела у меня давно и только сейчас кристаллизовалась в концепцию, после очередного случая подмены целей. Все началось с того, что я начал внедрять Метод Пульса для компании NDM Systems, в которой я возглавил команду frontend разработки полтора года назад. Процессы и инженерные практики у нас более-менее поставлены и я начал улучшать систему в целом, на уровне департамента разработки ПО. Начал с формализации коммуникаций существующих встреч и совещаний, и проблема выявилась в полный рост.
Все дело в том, кто и насколько подробно излагает свои мысли
Представьте, что вы идете по коридору и вдруг вам встречается владелец бизнеса или генеральный директор и в разговоре упоминает свое видение какой-то фичи, да еще и в деталях! Что вы будете делать? Побежите сразу кодить, конечно! У вас в голове сразу появится план к действию! Это же директор. Да еще и так детально рассказал, что ему не хватает для счастья. Я думаю это когнитивная легкость вместе в потребностью в причастии и признании – вам проще сделать то, что детально продумано уже, надо просто взять и сделать и вас будет за это ценить. Да еще и сам директор сказал об этом, поэтому у вас “развязаны руки”, появляется важность, даже необходимость.
Мы подумали над этим и похожими случаями с моим ментором и выявили закономерность. В итоге получилась “Матрица появления скрытых целей”. За основу взяли 2 оси – уровень влияния человека и количество деталей. Выглядит очень интересно. Теперь вспоминая прошлые совещания, я могу понять почему какая-то идея была сделана быстро или не сделана совсем. А самое главное, я теперь могу предсказать и предотвратить это!
Вот черновик этой матрицы, зарисованный “на коленках”:
Применение
Первое что я сделал, когда понял уровень проблемы, это нарисовал флипчарт в своей команде и оставил на видном месте. Команда стала спрашивать и интересоваться. Я рассказал. Всегда важно сначала донести информацию и рассказать.
Предупрежден – значит вооружен
Теперь эту информацию доношу до всех людей в компании, особенно у тех, у кого большое влияние на разработчиков. Рассказываю, что не важно как и что было запланировано, если помимо этого говорить о других задачах, то люди всегда сбиваются с цели. Цель должна быть одна в один момент времени, что бы не терять фокус. И обсуждать надо ее. Иначе расфокусировка и риск “погнаться за двумя зайцами”.
Цель должна быть одна в один момент времени, чтобы не терять фокус
Руководители должны фильтровать обсуждение будущий стратегических планов и целей с разработчиками, когда команда работает над текущими задачами, а руководители уже над будущими. Информирование должно быть своевременно. Даже если вы привлекаете команду разработки на оценку будущих задач, имейте ввиду, они точно начнут делать продуманные и интересные задачи раньше времени, если у них конечно есть такая возможность и свобода.
Конечно появление скрытых целей проявляется максимально, если команда самоорганизованна (или не очень ))) и может принимать решения, что делать в текущий момент. Если есть руководители, которые четко контролируют ЧТО конкретно надо делать команде, то такой проблемы возможно не будет т.к. команда просто не сможет делать что-то не по плану. В нашем случае команда сама может принять решение и самостоятельна во многих аспетах. Поэтому и возникают скрытые цели.
Теперь и вы знаете, почему люди могут отвлекаться на другие задачи и цели, даже при наличии четкого пдана. Мы не нашли нигде похожей модели, поэтому, если вы вдруг узнаёте эту матрицу, расскажите нам в комментариях. Желаю всем явных и достижимых целей. Мир, дружба, жвачка.
Евгений Корытов, эксперт в области создания и управления веб-продуктами